Собственники жилья, продавшие свое имущество в прошлом году, были вынуждены снизить цену в среднем на 14% от ее первоначального уровня, что примерно эквивалентно 33 400 евро. Соответствующие данные были получены порталом Fotocasa.
Впрочем, данный показатель существенно снизился по сравнению с максимальной отметкой 2012 года, когда цены приходилось снижать на 27%.
По данным доклада, 36% владельцев недвижимости в Испании, выставленной на продажу в 2015 году, удалось ее продать. Эта цифра оказалась выше, чем в 2014 году, когда избавиться от принадлежащих им активов удалось 28% испанцев.
В среднем процесс продажи недвижимости в прошлом году занимал 10,6 месяца – на месяц меньше, чем в 2014-м. 44% собственников избавились от своего жилья менее чем за шесть месяцев, 25% для этого понадобилось от 7 до 12 месяцев, 16% - от 13 до 24 месяцев и еще 15% - более двух лет.
Что касается типологии недвижимости, то 46% выставили на продажу объекты, служившие им постоянным местом жительства, 22% - вторые по счету дома и квартиры, а еще 18% - унаследованную недвижимость. 52% составляли квартиры, 19% - дома, 7% - апартаменты, 4% - дюплексы и 4% - мансарды.
В прошлом году 64% продавцов не удалось реализовать принадлежавшее им жилье. Впрочем, 66% из них снизили цену – в среднем на 14% от начальной, или 32 797 евро.
Руководитель аналитического отдела Fotocasa Беатрис Торибио подчеркнула, что правильно назначенная цена «не всегда является гарантией продажи». В числе прочих факторов на скорость заключения сделки влияют также местоположение объекта и его характеристики. Торибио также отметила, что испанские собственники до последнего сопротивляются снижению цен: так, 52% из них не продали принадлежащую им недвижимость и не только не пошли на подобный шаг, но и выразили неготовность к нему. «Собственники не так торопятся, как в докризисные годы, и на рынке становится заметной тенденция к восстановлению, в том числе и восстановлению цен. Многие предпочитают подождать», - говорит эксперт.
Авторы исследования также установили, что владельцы жилья, сдающие его в аренду, в 91% случаев нашли съемщиков менее чем за 6 месяцев, 6% понадобилось от 7 до 12 месяцев, 2% - от 13 до 24 месяцев, и только 1% собственников смогли сдать свою недвижимость более чем через 2 года.
Торибио отметила рост активности на рынке аренды жилья и рост числа клиентов, которые в силу экономических обстоятельств принимают решение вместе снимать жилье. По этой причине восприятие аренды как пустой траты денег постепенно уходит в прошлое.
Аналитики отмечают, что 41% владельцев жилья, сдавших его в аренду в 2015 году, снизили изначально намеченную стоимость - в среднем на 9%, или 72 евро. В данном сегменте 29% арендованных объектов составили дома и квартиры, являвшиеся постоянным местом жительства, 29% - вторым по счету объектов недвижимости и 15% - унаследованным имуществом.
Как и в случае продаж, собственники оказались не слишком склонны к снижению цен: только 47% из тех, кому не удалось сдать свою недвижимость, готовы пойти на этот шаг, урезав ценник в среднем на 109 евро (7%).
В ушедшем году из 12% владельцев жилья, которым не удалось его сдать, 38% сократили установленные тарифы на 11% (91 евро). Их более удачливые коллеги по цеху снизили цену на 72 евро.
Что касается перспектив на будущее, то они зависят от национального и международного экономического контекстов и возможного влияния политической неопределенности на стабилизацию рынка недвижимости. В конце ушедшего года было зафиксировано некоторое снижение уровня активности в данном секторе, однако в январе и феврале он вновь повысился.
Торибио считает, что, если политическая ситуация прояснится и нынешнее экономическое положение сохранится, то на рынке недвижимости не произойдет значительного роста, однако некоторые улучшения в сфере купли-продажи все же будут зафиксированы. Кроме того, продолжится стабилизация цен и вырастет спрос на аренду. «Вернуться к докризисным показателям и оборотам будет сложно», - подчеркнула эксперт. По ее словам, несмотря на возобновление кредитования и падение цен на 45% по сравнению с периодом расцвета, банки финансируют покупки не столь активно, как раньше, а сами клиенты понимают, что приобретаемые активы в будущем необязательно вырастут в цене.