Эксперты портала для подачи жалоб Reclamador.es отмечают, что зачастую пассажиры просто плохо знаю свои права. Специалисты рассказали, что скрывают авиакомпании от туристов, чтобы избежать выплат компенсаций.
1. Отмена рейса. Перевозчик должен предоставить достаточное количество еды и напитков в зависимости от времени ожидания, а также возможность совершать телефонные звонки. Кроме того, если отправление альтернативного транспорта запланировано на следующий день или позже, компания должна предоставить размещение в отеле, а также трансфер до него и обратно в аэропорт. Все эти расходы никоим образом не связаны с экономической компенсацией в размере от 250 до 600 евро, которую перевозчик должен выплатить в любом случае.
2. Возврат стоимости билета. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (забастовка диспетчеров, плохая погода и т.д.) авиакомпании части игнорируют права пассажиров. На практике они чаще всего предлагают замену рейса, однако на самом деле перевозчики обязаны полностью компенсировать стоимость билета, если пассажир этого захочет.
3. Подсчет задержки рейса. Регламент (CE) 261/2004 гласит, что авиакомпании должны выплачивать пассажирам компенсации в том случае, если вылет задерживается более чем на 3 часа. При этом суммы остаются аналогичными упомянутым в предыдущем пункте. В случае, если продолжительность задержки слишком приближена к данной отметке, основным критерием для определения времени прибытия должны служить данные, зарегистрированные в операционных системах испанских аэропортов. В частности, речь идет о времени обнаружения самолетов системами телетрапов и последующей установке упорных колодок. Этот момент крайне важен – многие авиакомпании заявляют, что время прибытия рассчитывается в зависимости от момента, когда самолет коснулся земли.
4. Правило о неявке. Авиакомпании аннулируют обратный билет в том случае, если пассажир не воспользовался первым отрезком маршрута. После поступления многочисленных жалоб от потребителей Верховный суд признал применение подобной практики в Испании незаконной. Отныне у пассажира есть право использовать любой из отрезков без необходимости лететь по предыдущим билетам. Так, если он летит из Мадрида в Берлин с пересадкой в Париже и хочет сесть на самолет во французской столице, минуя перелет из Мадрида, то перевозчик не может ему отказать. В случае, если представители компании все же попытаются сделать это, пассажир сможет потребовать компенсацию в соответствии с Регламентом 261.
5. Фальсификация времени прибытия. Авиакомпании завышают время полета на 10-45 минут. Таким образом они стремятся избежать выплаты компенсаций за задержку в случае рейсов, прилетевших в пределах допустимых нормативами трех часов: при подсчетах учитывается продолжительность перелета, указанная в билетах на момент их покупки.
6. Код-шеринговые рейсы. Пассажир может призвать к ответственности за нанесенный ущерб как компанию, продавшую билет, так и перевозчика, который осуществил перелет вне зависимости от того, кто из них виновен в случившемся.
7. Многие форс-мажоры таковыми не являются. В частности, задержки рейсов зачастую вызваны не непреодолимыми обстоятельствами, а действиями самих авиакомпаний: отсутствием персонала, который должен присутствовать при вылете, проблемами обслуживания, административными ошибками и т.д.
8. Компенсации в Испании должны выплачиваться в евро. Пассажирам следует помнить об этом правиле, прописанном в Регламенте 261. Никогда не стоит принимать компенсации в иной валюте.
9. Забастовки персонала авиакомпании (пилотов, бортпроводников, сотрудников наземных служб и т.д.) являются причиной для взыскания компенсаций, т.е. приостановление их работы никогда не является независящим от перевозчика. Пассажир приобретает услугу у авиакомпании, и ее обязанность – обеспечить оказание данной услуги.
10. Ограничения по размеру ручной клади. Этот пункт не имеет прямого отношения к компенсациям, но часто становится причиной конфликта между пассажирами и авиаперевозчиком. В данной сфере отсутствует особое регулирование. 97-я статья Закона о воздушной навигации гласит, что, помимо сдаваемого багажа, пассажир может перевозить ручную кладь, а также прочие личные вещи. Из-за этого пробела в законе на заре эры лоукостеров многие пассажиры злоупотребляли им, пронося в салон огромные чемоданы. По этой причине сейчас некоторые компании регламентируют допустимые максимальные габариты ручной клади.