Кризис превратил банки в крупнейших игроков рынка недвижимости Испании, сообщает издание Cinco Días. На протяжении нескольких лет они сопротивлялись снижению цен на принадлежащее им жилье, так как в некоторых районах его стоимость упала до критической отметки. Тенденции начали меняться в 2012 году, когда Министерство экономики сделало обязательными резервные фонды для земель, строящихся домов и сданных объектов. После этого банки были вынуждены применить агрессивную коммерческую стратегию, подразумевающую серьезное снижение цен. В основном это коснулось испанского побережья, где количество выставленных на продажу объектов жилья было самым значительным.
В рамках данной стратегии финансовые организации выступают с предложениями, которые подразумевают не только снижение цен, но и целый ряд преимуществ для тех, кто хочет купить дом или квартиру в Испании. С приходом летнего сезона банки удвоили усилия в сфере продажи отпускной недвижимости, запустив ряд специальных акций.
Так, компания Servihabitat, филиал банка CaixaBank, представила кампанию "Круглое лето", в ходе которой покупатели могут сами предложить цену на выставленные на продажу объекты. В Servihabitat заверяют, что в настоящее время компания продает около 4 000 вторых резиденций, из которых около 60% расположены в прибрежных районах. Наибольшая часть подобной недвижимости сконцентрирована в зонах испанского Леванта, на островах и в Каталонии.
Компания Aliseda, филиал банка Popular, занимается реализацией 45 жилых комплексов отпускного типа, которые также находятся на испанских побережьях. Фирма начала акцию "Твой дом на распродаже", в рамках которой предлагает клиентам ряд специальных скидок на недвижимость из своего портфеля.
В свою очередь риелторский филиал банка BBVA Anida предлагает клиентам возможность с помощью сайта делать ставки на отпускное жилье. В акции участвуют 6 000 объектов недвижимости, однако в Anida не уточняют, какой процент из них расположен на побережье. В целом филиал занимается продажей недвижимости по всему Средиземноморскому побережью, на Балеарах, Канарах и в Андалусии, однако цены на нее заметно варьируются в зависимости от зоны. Размер скидок на жилье в пляжных районах может достигать 30%.
Представители всех банков сходятся во мнении, что в некоторых зонах уже становятся заметны признаки восстановления сектора как с точки зрения продаж, так и с точки зрения цен. Пока неизвестно, как скоро вследствие этого закончатся подобные банковские предложения, однако некоторые финансовые организации уже внесли коррективы в свои стратегии. Так, банк Sabadell и принадлежащая ему фирме Solvia, 75% портфеля которой составляет жилье на берегу Средиземного моря, с прошлого года не снижают цены, а в этом году в некоторых комплексах они и вовсе выросли на 3%. В 2013 году произошло первое с начала кризиса повышение стоимости жилья, и в банке отмечают, что это не помешало хорошим ритмам продаж.
Что касается условий финансирования в рамках подобных акций, то специалисты по-прежнему рекомендуют тщательно их анализировать. Предложение крайне обширно и включает в себя ипотечные кредиты по фиксированной, смешанной или плавающей ставке, однако условия могут серьезно варьироваться в зависимости от каждого конкретного клиента. Кроме того, некоторые банки предлагают специальные ипотечные кредиты именно на покупку отпускного жилья. Так, Santander разработал кредит Superhipoteca Segunda Residencia, созданный как для жителей Испании, так и для покупателей, не являющихся ее резидентами.