Испанские ученые испытывают лекарство, блокирующее рост раковых клеток

14:48 14.08.2012

Группа испанских исследователей расшифровала молекулярный путь раковых клеток, возникающих при онкологических заболеваниях легких, и опробовала на мышах лекарство, препятствующее дальнейшему росту опухоли, сообщают испанские информационные агентства.

Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Cancer Cell, которым руководят исследователи Националнього центра онкологических ислледований (CNIO). Подобные опыты на мышах позволяют отслеживать ход лечения без необходимости умертвлять животное. Также в настоящий момент проводятся клинические исследования действия лекарства на 12 пациентов, сообщает Антонио Маравер, один из авторов статьи.

Рак легких – одно из самых тяжелых онкологических заболеваний. В Испании только в 2010 году было зарегистрировано 20 тыс. случаев, и, несмотря на прогресс последних лет, механизмы роста раковых клеток и их перемещения по телу человека до сих пор не изучены до конца.

Группа ученых CNIO под руководством Мануэля Серрано определила один из молекулярных маршрутов, посредством которого белок Notch регулирует пролиферацию раковых клеток. В 2004 году было выяснено, что этот белок играет важную роль в развитии лейкемии, а к концу прошлого десятилетия стало известно, что Notch влияет также и на развитие рака легких и поджелудочной железы.

Маравер отметил, что одно из важнейших открытий, сделанных в ходе этого исследования – взаимодействие белка Notch с онкогеном Ras, который является ключевым элементом в образовании этого типа опухолей, и подтверждение того факта, что уже существующее лекарство также работает и в случае рака легких. Опыты на мышах проводились с использованием экспериментальных препаратов, носящих название GSI, которые блокируют белок Notch. Для этого были использованы генетически модифицированные мыши, выведенные ранее начальником группы экспериментальной онкологии Мариано Барбасидом. "После 15 дней лечения опухоли у мышей перестали расти – без возникновения существенных побочных эффектов", - заявил Маравер.

Препараты GSI впервые были разработаны более 15 лет назад и предназначались для лечения болезни Альцгеймера. Несмотря на то, что они оказались неэффективны в борьбе с этим заболеванием, препараты вызвали интерес научного сообщества в связи со своей способностью блокировать Notch.

Параллельно опытам на мышах проводятся и клинические тестирования препарата на людях. Руководит ими Мануэль Идальго, директор программы клинических исследований CNIO. "Мы уже опробовали препарат на двенадцати пациентах и, хотя исследования все еще проводятся, уже можно говорить о крайне многообещающих результатах", - заявил Идальго.