Испанские ученые расшифровали геном оливковых деревьев

18:20 11.10.2017

Международной группе исследователей, в состав которой вошли ученые из испанского Совета по научным разработкам (CSIC), удалось секвенировать геном европейской оливы, сообщает газета ABC. Результаты их работы были опубликованы в престижном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). Это открытие играет ключевую роль с точки зрения отслеживания эволюционной истории данного вида, занимающего важное место в средиземноморском рационе и употребляемого в пищу по меньшей мере со времен неолита. Кроме того, полученные сведения помогут усовершенствовать характеристики получаемого из него масла.

Авторы исследования уверены, что расшифровка генетической последовательности оливы позволит воссоздать историю процесса «производства» масла этими деревьями и отобрать растения, в наибольшей степени устойчивые к засухе, высоким температурам, вредителям и болезням. Кроме того, по словам Габриэля Дорадо Переса, преподавателя биохимии и молекулярной биологии в Университете Кордовы и одного из соавторов проекта, вышеупомянутое открытие также позволит генетически модифицировать растения в этих же целях. Еще одним преимуществом знания их генетической структуры станет возможность ускорения роста оливок и увеличения их урожая.

Оливковое масло является источником полезных жирных кислот и целого ряда микронутриентов вроде витамина Е, обладающего антиоксидантными свойствами. Благодаря способности снижать риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) считает его одним из самых полезных для здоровья продуктов питания наряду с грецкими орехами и омега-3-полиненасыщенными жирными кислотами. Дневная норма потребления оливкового масла составляет минимум 23 грамма, или две столовые ложки, при условии замены им всех прочих масел и жиров. При этом продукт не должен подвергаться жарке.

Секрет полезных свойств масла кроется в содержании олеиновой ксилоты, которая накапливается в больших количествах в оливках и не имеет вредных свойств, присущих другим представителям данной категории. Его структура устойчива к окислению, остается стабильной при жарке и способствует менее активному по сравнению с другими маслами образованию токсичных молекул.

«Мы считаем, что оливковые деревья накапливают столь внушительный объем олеиновой кислоты благодаря феномену дублирования генома, произошедшему от 28 до 59 миллионов лет назад», - заключил Дорадо.