Последние новости Испании на русском языке
10 октября в Музее Пикассо в Малаге открылась выставка "Мы абсолютно свободны. Женщины-художницы и сюрреализм", сообщает телерадиокомпания RTVE. По словам директора музея Хосе Лебреро, экспозицию можно будет посетить до 28 января. В ее состав вошли работы 18 как знаменитых, так и не самых широко известных художниц: Леоноры Каррингтон, Фриды Кало, Доры Маар, Марухи Мальо, Ли Миллер, Жермен Дюлак, Леонор Фини, Валентины Гюго, Эйлин Агар, Клод Каон, Леоны Делькур, известной также как Надя, Мерет Оппенгейм, Кей Сейдж, Анхелес Сантос, Доротеи Таннинг, Тойен, Ремедиос Варо и Уники Цюрн.
"Они были настоящими борцами: эти женщины сражались с неприятием, которое наблюдалось внутри самого движения сюрреалистов, а их творчество отличало неповиновение и бунтарство, крайне далекое от академических стилей", - отметил Лебреро. Именно эта борьба и поиски свободы сделали их предвестницами феминизма и придали ему собственную идентичность.
Признание эти художницы получили спустя почти век: к их творчеству относились гораздо менее внимательно, чем к творчеству их коллег по цеху мужского пола. Выставка в Малаге – явление принципиально новое не только для Испании: подобных мероприятий на международном уровне проводилось немного.
В общей сложности в Музее Пикассо представлено 120 работ малых и крупных форматов. В их числе – картины, фотографии, скульптуры, коллажи, гравюры, видеозаписи и многие другие материалы. Объединяют их общие для всех художниц поводы для беспокойства и исторические конфликты, которые привели некоторых из них к драматическому финалу только из-за их пола. В качестве примера Лебреро упомянул немку Унику Цюрн, которая оставила свою семью после знакомства с художником и скульптором Хансом Беллмером. Цюрн страдала шизофренией, и состояние ее заметно усугубилось после того, как Беллмер сфотографировал ее обнаженной и закованной в цепи для обложки журнала Surréalisme même. Художница несколько раз попадала в психиатрические клиники, и в конце концов в 1970 году выбросилась из окна своего дома в Париже.
Крайне непростой была и судьба Жермен Дюлак, одной из пионеров в области экспериментального искусства. Когда она представила свои работы в тогдашнем Париже, который в теории считался революционным, либеральным и прогрессивным, Дюлак неоднократно оскорбляли и даже плевали в нее на улицах.
"Это драматические истории о сильных женщинах, оказавшихся вовлеченными в конфликты своего времени. Все они отличаются друг от друга и повествуют об изгнании, провалах, расставаниях, но вместе с тем и о триумфах. К счастью, в Музее Пикассо мы можем показать именно их победы", - заключил директор центра.