По данным Испанской конфедерации булочных (CEOPAN), страна занимает одно из последних мест в Европе по объемам потребления хлеба – испанцы едят всего 100 граммов в день, в то время как рекомендуемое значение составляет от 200 до 250 граммов. Этого количества достаточно для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний.
Впрочем, по всей видимости, в последние месяцы тенденция в стране изменилась. После 20 лет падения уровня продаж хлеба в период с мая 2012 года по апрель 2013-го он неожиданного вырос почти на 2%. По словам экспертов, определяющее значение сегодня имеют расширение ассортимента и внедрение новых технологий. Выиграли те производители, которые получили доступ к современному хлебопекарному и кондитерскому оборудованию и скорректировали модель бизнеса. Это подтверждают и российские специалисты портала «Пекари.ру». Новые подовые печи для пекарни в сочетании с правильным менеджментом творят чудеса даже в кризисные времена, признаются предприниматели.
С точки зрения Фелипе Руано, председателя Испанской индустрии хлебобулочных изделий (ASEMAC), инновации позволили изменить привычки потребителей. "Некоторые не могут купить хлеб утром или предпочитают есть его вечером. По этой причине хлеб должен быть всегда свежим, и здесь на арену выходят франшизы со своей войной низких цен", - отмечает Руано. Изменения в привычках потребления хлеба в крупных городах привели к росту числа точек продаж хлеба. "Есть разные клиенты: некоторые предпочитают гурманский продукт с особым дизайным и разнообразными ингредиентами, а некоторые делают выбор в пользу традиционных видов. У каждого из них есть своя цена", - заключает Руано.
Подобная агрессивная политика ценообразования не осталась незамеченной привычными булочными, многие из которых оказались под угрозой исчезновения. Антонио, владелец небольшого магазинчика на периферии Мадрида, за несколько месяцев практически дошел до того, чтобы закрыть начатое 30 лет еще его отцом дело.
"Франшизы снизили цены на буханку хлеба более чем на 20 евро. Кроме того, выросло количество китайских магазинов, которые также приобрели печи и продают горячий хлеб. Мы понемногу теряли клиентов, которые уходили к конкурентам", - рассказывает Антонио. Впрочем, по совету знакомого предпринимателя он изменил концепцию своего бизнеса. "Мы снизили цены до уровня несколько более скромного, нежели у наших конкурентов. Мы купили печь и расширили ассортимент, предлагая не только хлеб, но и другие виды выпечки. Сейчас дела идут хорошо – иногда в час дня у нас уже не остается хлеба", - отмечает предприниматель.
Кроме того, франшизами недовольны и в традиционных сетевых булочных, на протяжении нескольких лет работающих в крупных городах. "Они устанавливают низкие цены и занимают помещения, находящиеся в ненадлежащем состоянии. Качество их замороженных продуктов далеко от уровня, которого стоило бы требовать", - отмечают представители сектора. В каталонской сети Granier и в мадридской 1Kg de Pan, которые успешно работают по системе франчайзинга, от комментариев отказались. Как рассказали представители еще одной компании, проходящей процедуру банкротства, экономическое положение франшиз висит на волоске в связи с падением объемов продаж.
Впервые инновационные модели ведения подобного бизнеса стали появляться с начале 2012 года. Хосе Наварро из Валенсии открыл небольшую пекарню и продавал хлеб всего за 20 центов за булку. Сейчас его бизнес развивается невероятными темпами – на этой неделе открылся новый, уже 22-й по счету, магазин в местечке Манисес. По словам Хосе Пералеса, директора сети торговых точек, секрет кроется в том, чтобы продавать около 100 000 булок в день и делать качественный домашний продукт. По словам Пералеса, организация производственного процесса играет ключевую роль в опережении конкурентов по объему продаж.
Несколько лет назад хлеб продавался только в специализированных магазинах, однако сейчас предложение изменилось. Mercadona, Carrefour, Alcampo и другие крупные супермаркеты дошли до того же уровня, что и традиционные булочные. Представители последних отдают себе отчет в том, что на сегодняшний день им необходимо использовать новые модели бизнеса. В ASEMAC делают ставку на инновационные продукты – хлеб для больных целиакией, хлеб с низким содержанием соли или с ее йодированной разновидностью и т.д. ASEMAC совместно с Министерством сельского хозяйства с 2007 года ведет кампанию "Ежедневный хлеб", направленную на продвижение употребления хлеба в Испании. Неизвестно, кроется ли секрет в снижении цен или в смене тенденций на рынке, однако своей цели они добились.