В минувший понедельник на одном из испанских телеканалов вышел репортаж об увеличении числа пакистанских водителей такси в каталонской столице, пишет в пятницу El País. На заднем плане слышались крики "Ему не хватает тюрбана!", "Пусть примет душ!", "Спросите его, кто подарил ему права!" и другие подобные оскорбления. С обострением кризисных явлений в Барселоне участились случаи ксенофобии среди таксистов, констатирует газета. Испанца утверждают, что иностранцы не соблюдают «неписаные правила».
"Они не соблюдают правил и не знают улиц", - сокрушается 55-летний испанский таксист. Его высказывание отражает мнение большинства, однако не все так считают. "В хорошие времена они работали по ночам, потому что никто больше не хотел, и жалоб слышно не было. А сейчас, когда работы мало, все начали жаловаться", - говорит 42-летняя местная жительница. По данным профсоюзов, спрос в данном секторе за последний год понизился на 30%. Десять человек, опрошенных в вышеупомянутом репортаже, сходятся во мнении о том, что кризис нанес сектору большой урон и привел к тому, что все конфликты заканчиваются словами "возвращайся в свою страну".
Каталонский профсоюз такси жалуется на несоблюдение пакистанскими водителями неписаных правил гильдии – например, не обгонять другое свободное такси, едущее по улице. Ассоциация пакистанских таксистов Pak Taxi возражает, что и испанские водители не всегда их соблюдают. Обе организации отмечают высокое напряжение в секторе, число работников которого составляет 13 398. По данным Муниципального института такси (IMET), 15,25% из них – иммигранты; в свою очередь, 3 из 10 иммигрантов – пакистанцы (649).
В городской зоне Барселоны действуют 10 500 лицензий, которые начиная с 2003 года можно использовать в две смены. Большая часть их обладателей являются индивидуальными предпринимателями, но существуют и частные компании, которые занимаются только выдачей лицензий – для владения ими необязательно иметь карточку таксиста. В некоторых случаях индивидуальные предприниматели и управляющие нанимают работников, которым платят процент от получаемой прибыли.
Еще одной проблемой является незнание языка иностранными водителями, хотя этот критерий является обязательным для получения карты таксиста, выдаваемой IMET. Нередки и случаи обмана – многие водители признаются, что их уровень языка не соответствует требуемому. "Если пассажир подходит к машине, здоровается, а таксист не может ему ответить – он не сядет", - признает Расул, 33-летний водитель, имеющий трехлетний стаж работы в такси.
Однако проблемы возникают не только с иностранцами. "Недавно 25-летний водитель избил 65-летнего за обгон, и оба были испанцами", - вспоминает жительница Барселона, которая жалуется, что IMET не вмешивается должным образом в подобные конфликты. Институт осуществляет периодические проверки и пытается сократить уровень предложения услуг в городской зоне – пока безуспешно. IMET намерен уменьшить число такси, циркулирующих целый день, на 15% с помощью разделения рабочего дня на две смены.
Этот переизбыток предложения создает плохую атмосферу. 35-летний Эфарук, ожидающий получения лицензии, утверждает: "Существует расизм. В глубине души они хотят быть единственными на рынке и забирать все деньги". Среди пакистанских водителей 130 имеют лицензию, сообщает Pak Taxi. "Это число увеличивается каждый день", - говорит Ифтихар Ахмед Хан, пресс-секретарь организации. За два года число пакистанцев за рулем увеличилось в два раза.
Еще один водитель, 30-летний Али, сетует, что его обвиняют в несоблюдении норм. "У меня тоже отбирали клиентов", - заверяет он, добавляя, что "работы нет, и это всех раздражает".
Мэрия Барселоны практически никак не отреагировала на оскорбления, прозвучавшие в телерепортаже в адрес иностранных водителей. Городской совет посоветовал горожанам жаловаться на подобные действия в ведомство, занимающееся борьбой с дискриминацией, но не приняла никаких мер против вербальной агрессии.