Ученые: огненных муравьев по миру развезли испанские галеоны

03:51 21.02.2015

Исследователи получили документальные подтверждения истории происхождения огненного муравья – первого известного вида данных насекомых, представители которого "путешествовали" по всему миру по морю. Результаты работы ученых, опубликованные в журнале Molecular Ecology, свидетельствуют о том, что испанские галеоны XVI века привезли огненных муравьев из Акапулько (Мексика) на Филиппинские острова через Тихий океан, откуда они попали в другие части света. Сейчас эти насекомые встречаются практически во всех тропических регионах мира – в частности, в Африке, Америке, Австралии, Индии и на юго-востоке Азии.

"Трюмы многих из этих кораблей, особенно если они плыли за товаром, заполнялись балластами, которые в порту назначения заменялись грузом", - рассказал преподаватель энтомологии в Университете штата Иллинойс Эндрю Суарес, один из авторов исследования. "Сами того не зная, вместе с балластом они перевозили множество различных организмов", - отметил он.

"Инвазивные виды муравьев – огромная проблема. Когда они приходят в тот или иной регион, то их популяции в новом месте обитания становятся крайне плотными, что влечет за собой негативные последствия для сельского хозяйства, местных видов и качества жизни человека", - говорит биолог Сара Хельмс-Каган. "Контроль за ними ежегодно обходится в миллионы долларов", - подчеркивает ученый.

Исследователи изучили геномы огненных муравьев из 192 различных географических точек и отследили особенности их генетического разнообразия. Ученые также проанализировали схемы торговых маршрутов испанских галеонов, которые путешествовали в Новый Свет и обратно в середине XVI века.

"Если мы обратим внимание на реестры, на историю, на старинные торговые маршруты и генетику, то можно сделать вывод, что это была одна из первых глобальных инвазий, которая совпала с возможным первым в Испании маршрутом мировой торговли", - рассказал Суарес. "Муравьи, завезенные в страны Старого Света, генетически больше напоминают насекомых, живущих на юго-западе Мексики, что может указывать на данный регион как место их происхождения", - отметил он. "Город Акапулько был важным пунктом маршрута для испанской торговли", - добавил исследователь. "Оттуда испанские галеоны возили серебро в Манилу, которая, в свою очередь, была центром торговли с Китаем", - заключили ученые.